2009 год характеризуется спадом экономики, а так же общим кризисным состоянием всех отраслей. Гостиничный бизнес, как не странно, менее всего претерпел спад в это время, по общим подсчетам упадок доходов в среднем составляет 15-20%. Нормализация состояния данной индустрии планируется к 2011 году, однако в настоящее время гостиницы всеми силами борятся за выживание. Происходят понижение стоимости номеров, для привлечения постояльцев, потому как потоки туристов сильно сократились. Начиная с 2009 года, сильно сократилась загруженность отелей и гостиниц. Наиболее пострадали гостиницы старого советского (две и три звезды), поток клиентов в них сократился на 30-35%. В остальных гостиницах первичный упадок составлял 20-30%, однако в течение года все немного стабилизировалось и показатели стали лучше.

Напуганные кризисом и резким спадом клиентов, гостиницы начали политику оптимизации и запустили всевозможные программы маркетинга. В сравнении с 2008 годом, цены на проживание в гостиничных номерах официально не изменились, однако многочисленные скидки и прочие акции существенно понизили стоимость проживания в гостиницах. К середине года все более или менее стабилизировалось, хозяева гостиниц приспособились с кризисом и начали плыть уже в привычном русле.

Третий квартал 2009 года можно характеризовать всплеском в гостиничном бизнесе. По данным в этот период было запущенно в эксплуатацию в 2 раза больше отелей, нежели в аналогичный период 2008 года. Это связанно с тем, что завершились создания проектов, которые были запланированы на 2008 год, но в связи с кризисом были перенесены. Различные мини-отели всех форматов заинтересовали большое количество народа, иностранные бренды вкладывают в них свои средства, так как при небольшом инвестировании, в дальнейшем появляется стабильный, хотя и не большой, приток «живых средств». В 2009 году частым явлением стало создание не долгосрочных проектов. Например, создание в сети
АЗИМУТ Отелей современных залов, которые имеют большое количество функций, предназначенных для клиента, на оборудование которых требуется не более трех месяцев. Сроки эксплуатации подобных залов составляют от шести до двенадцати месяцев. Начиная с 2010 года, планируется возвращение к долгосрочным проектам различного типа. Развитие и поддержание гостиничного бизнеса всеми возможными средствами привело к тому, что к середине 2009 года деятельность отелей и гостиниц стабилизировалась. Стали частыми сотрудничества нескольких компаний, которые для проведения корпоративных мероприятий снимают один или несколько залов, где и проводят банкет.

Во время кризиса 2009 года гостиничный бизнес претерпел, как и все остальные, сильный спад. Однако в сравнении с остальными индустриальными ветвями, в гостиничном бизнесе спад составил в среднем всего 20%, что является неплохим результатом. К середине года произошло частичное восстановление данной индустрии, и в ближайшее время планируется возвращение к докризисным нормам.